Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АЛЯСКИНСКАЯ (КАДЬЯКСКАЯ) МИССИЯ
2, С. 89-91 опубликовано: 18 февраля 2009г.


АЛЯСКИНСКАЯ (КАДЬЯКСКАЯ) МИССИЯ

правосл. миссия РПЦ в Сев. Америке. Во время 2-й Камчатской экспедиции 1741 г. В. Беринг на корабле «Св. Петр» достиг берегов Сев. Америки и открыл о-ва архипелага Александра и Алеутской гряды. В день празднования памяти прор. Илии, 20 июля 1741 г., корабельные священнослужители иером. Иларион (Трусов) и свящ. Игнатий Козыревский совершили первую правосл. литургию по случаю открытия сев.-зап. побережья Сев. Америки. В 1781 г. рус. предприниматель Г. И. Шелихов (1747-1795) основал компанию для зверобойного и пушного промысла на Аляске и Алеутских о-вах (с 1799 Российско-Американская компания).

Первоначальный вид миссии в Свято-Павловской гавани о–ва Кадъяк. Гравюра. 1796 г.
Первоначальный вид миссии в Свято-Павловской гавани о–ва Кадъяк. Гравюра. 1796 г.

Первоначальный вид миссии в Свято-Павловской гавани о–ва Кадъяк. Гравюра. 1796 г.
В 1783 г. Шелихов снарядил 3 корабля для обследования новооткрытых земель. Опорным пунктом экспедиции (1783-1786) стал о-в Кадьяк у юж. берега Аляски. Здесь Шелихов крестил 40 местных жителей. В 1788 г. рус. промышленник посетил Валаамский мон-рь и беседовал с его игуменом об устроении миссионерского служения в Русской Америке. В 1793 г. Шелихов обратился в Святейший Правительствующий Синод с просьбой о благословении на сооружение храма на о-ве Кадьяк и направлении на Алеутские о-ва и Аляску миссионеров-иноков. Российская императрица Екатерина II просьбу поддержала, и митр. Новгородский и С.-Петербургский Гавриил (Петров) благословил Валаамскому мон-рю снарядить группу миссионеров во главе с архим. Иоасафом (Болотовым).

Иоасаф (Болотов), еп. Кадьякский. Икона. XX в.
Иоасаф (Болотов), еп. Кадьякский. Икона. XX в.

Иоасаф (Болотов), еп. Кадьякский. Икона. XX в.

25 дек. 1793 г. миссионеры отправились из Петербурга, а 24 сент. 1794 г. миссия в составе 8 монахов прибыла на о-в Кадьяк, положив начало распространению Православия в Сев. Америке. В миссии состояли иером. Иувенилий (Говорухин), Макарий (Александров), Афанасий (Михайлов), иеродиак. Нектарий (Панов), иеродиак. Стефан (Говорухин), брат иером. Иувеналия, мон. Герман (см. Герман Аляскинский) и мон. Иоасаф. 6 миссионеров были из Валаамского мон-ря, двое - из Коневецкого. Сразу же по прибытии миссионеры столкнулись с большими трудностями. Аляска и Алеутские о-ва занимали обширнейшую территорию, на к-рой жили алеуты, эскимосы, тлинкиты и др. народы, пребывавшие в нищете и духовном невежестве. Нек-рые из них были уже крещены проживавшими в этих местах рус. поселенцами, но, как и некрещеные соплеменники, продолжали верить в добрых и злых духов и приносить им жертвы. Через 2 месяца после прибытия миссии на о-ве Кадьяк была заложена деревянная ц. Воскресения Христова. Первым священником этого храма стал иером. Афанасий. Миссионеры крестили множество алеутов, эскимосов и др. жителей п-ова Аляска. На о-ве Кадьяк была открыта школа для детей. Иером. Макарий трудился на Алеутских о-вах, иером. Ювеналий - в глубине континента, где принял мученическую кончину 29 сент. 1796 г. на оз. Илиамна.

Еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Вениамин (Багрянский), к-рому поступали доклады миссии, сообщал в С.-Петербург о ее успешной деятельности и обращении в Православие более 6 тыс. коренных жителей. В целях укрепления миссии Святейший Синод учредил 19 июля 1796 г. Кадьякское вик-ство в составе Иркутской епархии и постановил рукоположить на Аляску епископа. 10 апр. 1799 г. в Иркутске глава миссии архим. Иоасаф (Болотов) был хиротонисан во еп. Кадьякского. На обратном пути в Америку судно «Феникс» с миссионерами попало в шторм и затонуло у берегов Аляски. Вместе с еп. Иоасафом погибли иером. Макарий и иерод. Стефан. На протяжении последующих 40 лет епископа на Аляску не назначали.

В 1803-1807 гг. А. м. возглавлял корабельный свящ. иером. Гедеон, к-рому было поручено уладить конфликт между Российско-Американской компанией в лице первого главного правителя рус. поселений в Америке А. А. Баранова и миссионерами, обвинявшими руководство компании в эксплуатации местных жителей и их спаивании. Иером. Нектарий (рукоположенный в 1806 во священника) из-за болезни вернулся в Россию, в 1823 г. умер мон. Иоасаф. В 1823 г. Святейший Синод постановил закрыть миссию, но имп. Александр I Павлович не утвердил этого решения. В 1825 г. иером. Афанасия сменил свящ. Фрументий Мордовский. На Алеутских о-вах продолжил миссионерский подвиг мон. Герман. Его жертвенная жизнь и бескорыстная забота об алеутах снискали ему среди них искреннее уважение. Скончался он 13 дек. 1837 г. на о-ве Еловом. 9 авг. 1970 г. Герман Аляскинский был прославлен в лике преподобных Православной Церковью в Америке.

Большой проблемой для миссии в 1815-1823 гг. было отсутствие достаточного числа священнослужителей. Из Иркутска продолжали присылать на Аляску священников, но истинного усердия, подобно первым миссионерам, они не проявляли. Требы и богослужения совершались крайне нерегулярно, Крещение часто осуществляли миряне. Расцвет А. м. связан с именем свящ. Иоанна Вениаминова (1797-1879) (впосл. свт. митр. Московский и Коломенский Иннокентий), к-рый прибыл на Уналашку в 1824 г. и прожил на острове 10 лет. Деятельность свящ. Иоанна была примером подлинно апостольского служения: обучив алеутов плотницкому ремеслу, он вместе с ними срубил деревянный храм, изучил алеутско-лисьевский язык, создал букварь и перевел на этот язык НЗ, литургию свт. Иоанна Златоуста и Катехизис. Свящ. Иоанн совершал длительные пастырские объезды многочисленных Алеутских о-вов и материка, во время к-рых проповедовал и крестил. В 1834 г. он был переведен в Новоархангельск (совр. Ситка) - адм. ц. Русской Америки, где столкнулся с воинственным племенем колошей. Изучив их язык и обычаи, о. Иоанн проповедовал среди них Слово Божие, устроил миссионерскую школу для мальчиков, обучал их Закону Божию и ремеслам. Особо ревностным среди миссионеров, подвизавшихся на Алеутских о-вах и Аляске, был свящ. алеут св. Иаков Нецветов, помогавший свт. Иннокентию в проповеднических трудах, издавший первый молитвослов на языке юпик для аляскинских эскимосов (1897).

21 дек. 1840 г. Святейший Синод учредил Камчатскую, Курильскую и Алеутскую епархию с кафедрой в Новоархангельске. Во главе епархии был поставлен свящ. Иоанн Вениаминов, к этому времени овдовевший и принявший иноческий постриг с именем Иннокентий. В 1845 г. в Новоархангельске была открыта ДС для подготовки пастырей из представителей местных народностей. 20 нояб. 1848 г. еп. Иннокентий освятил воздвигнутый им в Новоархангельске кафедральный собор во имя св. арх. Михаила. 21 авг. 1850 г. свт. Иннокентий был возведен в сан архиепископа. В помощь ему по управлению обширнейшей епархией 11 янв. 1858 г. было учреждено Новоархангельское вик-ство. Его первым архипастырем стал еп. Петр (Екатерининский), к-рого 9 нояб. 1866 г. сменил еп. Павел (Попов). Благодаря трудам правосл. миссионеров к 1860 г. на Аляске насчитывалось 12 тыс. коренных жителей правосл. исповедания, 43 общины, 9 храмов, 35 часовен, 17 школ и 3 детских приюта.

В связи с продажей Россией США 18 окт. 1867 г. Аляски и Алеутских о-вов Святейший Синод 10 июня 1870 г. внес территориальное изменение в Камчатскую, Курильскую и Алеутскую епархию. Он переименовал ее в Камчатскую, Курильскую и Благовещенскую, а также учредил новую епархию - Алеутскую и Аляскинскую (с 9 февр. 1900 Алеутская и Североамериканская; см. Нью-Йоркская и Алеутская епархия) с кафедрой в Ситке, упразднив одновременно Новоархангельское вик-ство.

С передачей бывш. российских владений представителям амер. гос. администрации многие российские подданные вернулись на родину. Положение оставшихся на Аляске правосл. миссионеров и коренного населения стало бедственным из-за прекращения финансовой поддержки со стороны России. В 1870 г. на всю Аляску приходилось 4 священника (2 в Ситке, по одному на Уналашке и на Кадьяке). В Ситке оставалось всего 90 русских, в большинстве своем малообеспеченных, получавших денежное пособие от городской администрации. Вслед за открытием на Аляске золота в этот штат в годы «золотой лихорадки» (1891-1898) устремились амер. предприниматели и протестант. миссионеры, гл. обр. пресвитериане и методисты, часто совмещавшие свою деятельность с гос. службой. В большинстве случаев они не только не проявляли должного попечения о нуждах коренных жителей, но зачастую лишали их права исповедовать Православие вопреки достигнутой российско-амер. договоренности. С др. стороны, в связи с переходом в Православие к кон. XIX в. многих униатов-карпатороссов и открытием новых приходов в др. штатах страны, отдаленных от Аляски, центр деятельности правосл. миссии постепенно, но неуклонно перемещался на вост. побережье США. Множились также объективные адм. трудности в управлении отдаленной и обширной епархией.

С переводом кафедры в 1872 г. из Ситки в Сан-Франциско (шт. Калифорния) А. м. стало уделяться меньше внимания. Несмотря на это, Церковь на Аляске продолжала расти и крепнуть, опираясь на традиции, заложенные первыми миссионерами. К 1902 г. на Аляске насчитывалось 16 приходов и 60 приписных к ним часовен - молитвенных домов, 17 священников, 1 диакон и 12 чтецов, к-рые обслуживали 11 758 прихожан, в т. ч. 87 русских, 2257 креолов, 2147 колошей (тлингитов), 4839 эскимосов. Кроме того, имелось 45 церковных школ с 760 учащимися (из них 2 богословско-миссионерские с двухгодичным сроком обучения для подготовки священнослужителей), 5 приютов (65 воспитанников), 8 братств (370 членов) и 4 об-ва трезвости при 4 приходах. В 1903 г. Святейший Синод учредил в составе Алеутской и Североамериканской епархии Аляскинское викариатство, преобразованное в 1934 г. в Аляскинскую епархию.

Лит.: Очерк из истории Американской Православной Миссии (Кадьяковской миссии 1794-1837). СПб., 1894; Иванов А. И. Православие в Америке // ЖМП. 1955. № 1. С. 44-55; № 3. С. 69-76; Orthodox America, 1794-1976. N. Y., 1975. N 4; Gregory (Afonsky), Bish. History of the Orthodox Church in Alaska, 1774-1914. Kodiak, 1977; Pierre R. The Russian Orthodox Religious Mission in America, 1794-1837. Kingston, 1978; Oleksa M. Alaskan Missionary Spirituality. Mahwah (N. J.), 1987; idem. Orthodox Alaska. N. Y., 1992; Русская Америка. М., 1994; Stokoe M., Kishkovsky L. Orthodox Christians in North America, 1794-1994. S. l., 1995; Смолич И. К. История. М., 1997. Ч. 2; A Good and Faithful Servent / Univ. of Alaska. S. l., 1997.
Свящ. Алексий Куренков
Ключевые слова:
Аляскинская (Кадьякская) миссия, православная миссия РПЦ в Сев. Америке Духовные миссии Русской Православной Церкви Христианство на территории разных стран. Северная Америка
См.также:
АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ основанная в 1830 г. миссионером прп. Макарием (Глухарёвым)
ДАУРСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ 1-я правосл. миссия в Забайкалье, действовавшая в 1680 г.- нач. 30-х гг. XVIII в.
ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ правосл. миссия в Забайкалье в 1861-1918 гг.
ЗЛАТОУСТОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Уфимской, затем Свердловской епархии
КАМЧАТСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ миссия РПЦ, действовавшая на территории совр. Дальн. Востока
КОРЕЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ правосл. миссия, действовавшая на территории совр. КНДР и Республики Корея